Маска воздействует в основном вовне. Она неприкосновенна и

устанавливает дистанцию. Она может, например, в танце, приблизиться к

зрителю. Однако сам зритель должен оставаться там, где он находится.

Застылость формы выливается в постоянство дистанции; дистанция не меняется,

и в этом завораживающий характер маски.

Ибо сразу за маской начинается тайна. В острых ситуациях, то есть когда

маска воспринимается всерьез, человеку не положено знать, что за ней

скрывается. Она многое выражает, но еще больше скрывает. Она представляет

собой раздел: скрывая за собой опасность, которую не положено знать,

препятствуя установлению доверительных отношений, она приближается к

человеку вплотную, однако именно в этой близости остается резко от него

отделенной. Она угрожает тайной, сгущающейся за нею. Поскольку ее нельзя

прочесть, как подвижное человеческое лицо, человек гадает и пугается

неизвестного...

Никто не знает, что могло бы вырваться из-под маски. Напряжение между

застылостью маски и тайной, которая за ней сокрыта, может достигать

необычайной силы. Это и есть причина ее угрожающего воздействия... Никто не

смеет ее тронуть. Смертью карается срывание маски кем-то другим. Пока она

активна, она неприкосновенна, неуязвима, священна. Определенность маски, ее

ясность заряжена неопределенностью. Власть ее в том и заключается, что она в

точности известна, но непонятно, что она в себе таит.





Э.Канетти